Добро пожаловать!!!
Счетчик посещений:
Педагог социальный
ПО ОО "БРСМ"
Ребенок нуждается в вашей любви больше
всего тогда,
когда он меньше всего ее заслуживает.
Э.Бомбек
В современных условиях трудными подростками называют тех детей, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому часто к трудным относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям.
Трудные ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно такие подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях подросток "уходит" из школы, он сближается с другими "отверженными". Грубость, цинизм, бесшабашность трудных зачастую являются маскировкой чувства собственной неполноценности, ущемленности, детскости.
Одна из самых
характерных особенностей трудных детей -
психическая незрелость, отставание от возрастных норм. Повышенная
внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость
логического мышления характеризуют таких ребят. Они редко мучаются выбором,
принимают собственные решения, часто поступают слишком по-детски,
импульсивно. Мальчики часто вспыльчивы, возбудимы. Они легко вступают в
драки, могут стать мстительными, злопамятными, проявить жестокость. Девочки
склонны к позерству, не терпят равнодушия к себе, театральны. На самые
мелкие обиды могут реагировать рыданиями, рвотой, онемением рук. Часто они
жестоки и холодны в душе, но этого не показывают, их привязанности
поверхностны.
Что же делать родителям?
• Не злоупотребляйте наказаниями и
запретами. Найдите причину или причины такого поведения. Помните, что к
вашему ребенку нужен индивидуальный подход.
• Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды
деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.
• Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу
идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество
подростка, в досуг.
• Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала
асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно.
• Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают
доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в
привычку.
• Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и
правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка
необходимо верить — это главное!
Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от
успеха.
Это величайший стимул к самосовершенствованию. Говорите с ребенком тактично,
избегайте резких выражений.
Заповеди родителей в воспитании детей
Основой основ эффективного стиля обучения в семье является положительная эмоциональная обстановка. Воспитание детей одно из самых прекрасных занятий человека, и ему непременно должны сопутствовать хорошее настроение, спокойствие, расположенность к общению. Чтобы убедиться в принципиальной важности этого простого совета, достаточно ответить на несколько вопросов. Где вам уютнее - в компании друзей, расположенных к вам, радующихся общению, или на сборище угрюмых субъектов, где каждый занят своим делом? Нравится ли вам, когда на вас кричат, либо вы предпочитаете нормальный тон разговора? Любой человек моментально даст на эти вопросы однозначные ответы в повседневном общении с детьми. Разве нет у нас квартир, в которых обстановка напоминает "заговор молчунов", организация быта отдает безалаберностью, а основные детали выяснения отношений звучат так громко, что хорошо слышны соседям. Для тех, кто не относит свою семью к подобным, эта заповедь отменяется за ненадобностью.
Дети не повторяют жизнь родителей, им суждено пройти свой путь. И они необязательно хотят того же, что и вы. Поэтому лучше всего договоритесь о каких-то принципиальных пунктах.
Взрослые не любят, когда вмешиваются в их дела, руководят поступками, навязывают готовые решения, копаются в мелочах. Дети - тоже. Однако дети - люди неопытные. И хотя им очень хочется до всего дойти самим, сделать это они могут лишь с помощью взрослых, которая должна быть тактичной, своевременной и умеренной, именно помощью, а не выполнением того или иного дела "вместо" ,"за" ребенка.
При этом очень важны эмоциональное стимулирование, немедленная реакция на каждое достижение ребенка.
Никогда не ждите особого случая - хвалите ребенка за каждый удачный шаг. Этим вы эмоционально поддержите его. Ребенок чувствует, что его достижения не остались не замеченными. Причем хвалите не вообще - а конкретно. Не "ты молодец", а "ты молодец потому что..." и обязательно дайте почувствовать свое настроение - в данном случае свою радость по поводу его успеха.
Любое замечание надо делать сразу после ошибки.
К сожалению, именно в этом пункте таится самая распространенная и самая серьезная родительская ошибка. "Ты плохой" (оценка личности) звучит вместо уместного в этой ситуации "ты поступил плохо" (оценка поступка). Необходимо конкретно объяснить, в чем состоит ошибка, почему ребенок поступил неправильно. Если критикуются поступок, конкретная ошибка, а не личность, то у ребенка отпадает необходимость защищаться, а с ней и ненужные страхи, боязнь наказания, вынужденная ложь и т.д. Из строгого, даже жесткого, но спокойного и справедливого анализа поступка рождается вера в свои силы, в справедливость родителя, в его последовательность. Для того чтобы указать ребенку на его ошибки, не нужно вспоминать всю свою жизнь и все истории, которые вам представляются подходящими к моменту. Чем короче замечание - чем лучше.
Дайте понять (но не обязательно говорите), что по окончании неприятного разговора инцидент будет исчерпан. Сущность человека и его поступка - не одно и то же. Ведите себя именно так. Нет никакого терпения матери и отца. Не поддавайтесь ложной мысли о том , что дети делятся на талантливых и не талантливых, хороших и плохих. Каждый ребенок может достигнуть многого, но для этого он должен видеть конечную цель. Как футбол без голов и ворот превращается в бессмысленную беготню с мячом, так жизнь без цели - не больше чем цепь хаотических порывов. Если вы хотите быть действительным помощником в жизни своих детей, то не ждите, пока они сделают ошибку, включайтесь в построение системы перспективных целей - от дальней к средней и от нее к сиюминутной.
Если вы приведете высокого, прыгучего, честолюбивого молодого человека в сектор для прыжков в высоту, укажите ему на планке отметку мирового рекорда и скажите "Прыгай", то ничего путного не добьетесь. Планку надо подымать постепенно. Задача воспитателя - своевременно и точно поднимать планку, руководствуясь системой перспективных целей.
И в этом суть современности. Ведь если в отношении дурного поступка проявилась жестокость и бескомпромиссность -как он того заслуживает, а человеку дать понять, что относишься к нему хорошо, - это дает результаты в воспитании.
Рекомендации для родителей
Родители в определении задач и поиске путей воспитания в своей семье должны исходить из знания индивидуальных особенностей своих детей. При этом следует учитывать, что каждому возрасту свойственны какие-то общие, типичные психофизиологические особенности, которые с неизбежностью проявляются у каждого ребенка, но сугубо индивидуально. Прежде всего необходимо иметь в виду, что для подростков наиболее характерно ярко выраженное стремление к самостоятельности и самоутверждению.
Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того чтобы воздействовать на ребенка, вы должны научиться сдерживать свой критицизм и видеть позитивную сторону общения с ребенком. Тон, которым вы обращаетесь к ребенку, должен демонстрировать уважение к нему как к личности.
Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав способ действия, вы не должны колебаться. Будьте дружелюбны и не выступайте в роли судьи.
Снизьте контроль. Контроль над детьми обычно требует особого внимания взрослых и редко приводит к успеху. Более эффективным оказывается спокойное, отражающее реальность планирования способа действия.
Поддерживайте ребенка. Взрослый может поддерживать ребенка, признавая его усилия и вклад, равно, как и достижения, а также демонстрируя, что понимает его переживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличии от награды поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не достигает успеха.
Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения. Если какой-то подход окажется неудачным, не нужно отчаиваться, следует остановиться и проанализировать переживания и поступки - и ребенка, и свои. В результате в следующий раз взрослый будет лучше знать, как поступить в подобной ситуации.
Демонстрируйте взаимное уважение. Педагоги и родители должны демонстрировать доверие к ребенку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.
В заключение следует отметить, что пример родителей важнее всех сказанных слов.