Добро пожаловать!!!
Пресс-релиз
1 декабря 2020 года – Всемирный день борьбы со СПИДом
«Международная солидарность, общая ответственность»
Ежегодно, в соответствии с решением Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (ООН), принятым в декабре 1988 года – 1 декабря отмечается Всемирный день борьбы со СПИДом. Всемирный день борьбы со СПИДом отмечен своим символом – красной лентой, которая обозначает поддержку, сострадание и надежды на будущее без СПИДа.
Этот день стал ежегодным событием в большинстве стран мира. Основная цель Всемирного дня борьбы со СПИДом – донести важность борьбы с инфекцией, распространить информацию о профилактике для предотвращения новых случаев инфицирования, способах лечения, продемонстрировать солидарность всех стран и поддержать людей, которые столкнулись с данным заболеванием.
Каждый год Всемирная кампания проходит под девизом, отражающим аспекты эпидемии и направления профилактического вмешательства. Тема 2020 года – «Международная солидарность, общая ответственность».
В 2020 году внимание всего мира приковано к пандемии COVID-19 и ее влиянию на жизнь и благополучие людей. Эта пандемия еще раз показала нам, насколько тесно вопрос здоровья связан с другими важными вопросами, такими как права человека, гендерное равенство и социальная защита. COVID-19 наглядно продемонстрировал, что во время любой пандемии безопасность всех зависит от безопасности каждого, чтобы достичь успеха, необходимо оказывать помощь всем, кто в ней нуждается.
Сегодня Всемирный день борьбы со СПИДом сохраняет свою актуальность, напоминая о том, что вопрос повышения осведомленности о ВИЧ-инфекции, по-прежнему остается критически важным.
Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения, в мире живет более 38 млн. ВИЧ-инфицированных людей. За последние 30 лет от СПИДа умерло около 33 млн. человек.
По состоянию на 1 ноября 2020 года в Республике Беларусь более 30 тыс. случаев ВИЧ-инфекции, количество лиц, живущих с ВИЧ, составило 22759 человек. На 1 ноября 2020 года кумулятивное число ВИЧ-инфицированных в Брестской области составляет 2326 случаев, количество людей, живущих с ВИЧ – 1688. За 10 месяцев 2020 года выявлено 105 новых случаев, в сравнении с аналогичным периодом 2019 года наблюдается снижение заболеваемости на 24,5%.
В структуре путей передачи за все годы наблюдения в Брестской области, как и во всей республике, доминирует половой путь передачи ВИЧ (61,6%), парентеральный путь (при инъекционном введении наркотиков) – 35,6%. Дети, рожденные от ВИЧ-инфицированных матерей, – 1,0%. Такая же структура причин заражения и в 2020 году: на половой путь передачи приходится 84,8% случаев заражения, на инъекционное введение наркотиков – 9,5%.
В 2020 году заражение ВИЧ часто было связано с пребыванием за пределами Республики Беларусь. Из 105 вновь выявленных случаев в Брестской области у 15 (14,3%) инфицирование ВИЧ связано с пребыванием за пределами страны (трудовая миграция).
За последние 10 лет наибольшее количество новых случаев ВИЧ-инфекции выявлялось в возрасте старше 30 лет: за 10 месяцев текущего года в этой группе выявлено 93 чел. – 88,6% от всех вновь выявленных случаев, что указывает на необходимость проведения профилактических мероприятий в данной возрастной группе.
Из числа ВИЧ-инфицированных соотношение мужчин и женщин составляет 61,9% и 38,1% соответственно.
Всего в области родился 291 ребенок от ВИЧ-инфицированных матерей, в т.ч. за 10 месяцев 2020 года – 15 детей. Необходимо отметить, что при проведении комплекса мероприятий по профилактике передачи ВИЧ от матери ребенку (антиретровирусная профилактика беременной и рожденного ребенка, искусственное вскармливание и др.) риск рождения ребенка с ВИЧ не превышает 2,0%. На 01.11.2020 года диагноз «ВИЧ-инфекция» установлен 24 детям, в т.ч. в 2020 – 1. Снято с учета по истечению сроков наблюдения (здоровы) – 235 (80,8%) детей, 36 детей находятся под медицинским наблюдением, до достижения ими возраста 18 месяцев, после которого можно определить ВИЧ-статус. Детям, рожденным от ВИЧ-инфицированных матерей бесплатно до 1 года предоставляется заместительное вскармливание молочными смесями, таких детей сегодня 16 человек. Среди сексуальных партнеров беременных в 2-х случаях выявлена ВИЧ-инфекция.
Брестская область занимает активную позицию в достижении к окончанию 2020 года глобальной цели ООН «90-90-90» (90% людей с ВИЧ должны знать свой статус, 90% выявленных должны получать антиретровирусную терапию, а у 90% получающих терапию должна быть достигнута неопределяемая вирусная нагрузка). Мы стремимся к достижению данных показателей и на 01.11.2020 года в Брестской области выявлено 80,4% лиц, живущих с ВИЧ от оценочного числа, рассчитанного компьютерной программой «СПЕКТРУМ» (2100 человек), 84,7% лиц, живущих с ВИЧ, получает лечение (1430 чел.). 88,0% лиц, получающих лечение, имеют неопределяемую вирусную нагрузку (1259 чел.). По охвату лечением и показателю неопределяемой вирусной нагрузки Брестская область занимает первое место в республике.
Важным в профилактике ВИЧ-инфекции является своевременное тестирование, так как ранняя диагностика ВИЧ-инфекции способствует более эффективному лечению, повышению качества жизни людей, живущих с ВИЧ и уменьшению риска передачи ВИЧ другим людям. К сожалению, стигматизация и дискриминация по прежнему отталкивают людей от прохождения тестирования на ВИЧ. Многие тестируются на ВИЧ только тогда, когда у них проявляются симптомы заболевания.
С апреля 2018 года в аптечной сети Брестской РУП «Фармация» реализуются наборы «Мульти-тест» для проведении самостоятельного экспресс-анализа на ВИЧ по слюне. В аптечной сети Брестской области населению с начала 2020 года реализовано 1011 экспресс-тестов на ВИЧ по слюне.
В Брестской области внедрены и работают рекомендованные ВОЗ и ЮНЭДС профилактические программы для наиболее уязвимых к ВИЧ-инфекции групп населения (потребители инъекционных наркотиков; женщины, вовлеченные в секс-бизнес; мужчины, имеющие секс с другими мужчинами). На базе Белорусского общественного объединения «Позитивное движение» функционируют 2 анонимно-консультативных пункта (гг. Пинск, Барановичи), а также с июля 2018 года в г. Бресте на базе УЗ «Брестский областной наркологический диспансер» отрыт кабинет профилактики ВИЧ-инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков. В г. Бресте обеспечена работа общественной организации «Клуб деловых женщин» по предоставлению комплекса услуг, женщинам, вовлеченным в секс-бизнес, а также общественного объединения «Встреча», по предоставлению профилактических услуг, мужчинам, имеющим секс с мужчинами. Кроме того, осуществляют деятельность 2 пункта по предоставлению наркопотребителям заместительной терапии метадоном: на базе филиала «Межрайонный наркологический диспансер» УЗ «Пинская центральная поликлиника», а также УЗ «Брестский областной наркологический диспансер».
В преддверии Всемирного дня борьбы со СПИДом во всех районах области по инициативе специалистов санитарно-эпидемиологической службы и организаций здравоохранения при поддержке неправительственных организаций, волонтеров, средств массовой информации проводятся информационно-просветительские мероприятия, выставки, конкурсы, выступления в прямом эфире. При организации мероприятий, приоритет отдается просвещению молодежи, а также особое внимание уделяется возрастной категории старше 35 лет.
Узнай больше о ВИЧ/СПИД – это даст уверенность в сохранении своего здоровья и здоровья своих близких.
Государственное учреждение
«Брестский областной центр гигиены,
эпидемиологии и общественного здоровья»
Оперативная информация о
Брестской области на 1 ноября 2020 года
Р е г и о н ы |
1987 г. 01.11.2020 г. |
01.01.2020 г. 01.11.2020 г. |
Из них в октябре2020 года |
Республика Беларусь |
30334 |
1222 |
101 |
Брестская область Всего |
2326 |
105 |
5 |
г. Брест |
346 |
13 |
1 |
Брестский район |
34 |
1 |
1 |
г. Барановичи |
176 |
15 |
0 |
Барановичский район |
48 |
0 |
0 |
г. Береза |
22 |
2 |
0 |
Березовский район |
14 |
1 |
0 |
г. Белоозерск |
4 |
0 |
0 |
г. Ганцевичи |
15 |
0 |
0 |
Ганцевичский район |
18 |
1 |
0 |
г. Дрогичин |
33 |
0 |
0 |
Дрогичинский район |
15 |
2 |
0 |
г. Жабинка |
8 |
1 |
0 |
Жабинковский район |
11 |
0 |
0 |
г. Иваново |
29 |
2 |
0 |
Ивановский район |
39 |
1 |
0 |
г. Ивацевичи |
11 |
3 |
0 |
Ивацевичский район |
28 |
3 |
0 |
г. Кобрин |
49 |
4 |
0 |
Кобринский район |
38 |
1 |
0 |
г. Каменец |
4 |
0 |
0 |
Каменецкий район |
19 |
3 |
0 |
г. Лунинец |
40 |
6 |
0 |
Лунинецкий район |
115 |
4 |
1 |
г. Ляховичи |
4 |
0 |
0 |
Ляховичский район |
12 |
0 |
0 |
г. Малорита |
8 |
1 |
0 |
Малоритский район |
10 |
0 |
0 |
г. Пинск |
933 |
27 |
1 |
Пинский район |
132 |
8 |
0 |
г. Пружаны |
14 |
1 |
0 |
Пружанский район |
29 |
1 |
1 |
г. Столин |
15 |
0 |
0 |
Столинский район |
53 |
4 |
0 |
Заочный родительский университет «ВИЧ! Узнай больше»
Материалы для проведения информационных часов, посвященных Всемирному дню борьбы со СПИДом.
Все родители переживают за своих детей, и это вполне естественно. Само понятие «родительство» предполагает наличие потребности оградить своих детей от всевозможных проблем в настоящем и будущем. Мы предостерегаем их от всех возможных и невозможных опасностей, помогаем справляться с трудностями, буквально руками разводим тучи над головой любимого чада.
Но, иногда, слепо защищая ребенка от агрессивного мира, мы забываем, что он не всегда будет находиться под нашим крылом, что ему придется жить самостоятельно и задача родителей не создать безопасный вакуум, а научить ребенка жить самому, выходить победителем из всевозможных трудных ситуаций.
«Родители знают все»
С самого младенчества ребенок свято в это верит, поэтому задает бесконечные вопросы. Это необыкновенно приятно – чувствовать себя всезнающим и умелым в глазах собственного ребенка, поэтому мы с энтузиазмом пускаемся в длительные рассуждения на любые темы, волнующие малыша. Гордые собой, своей эрудицией и педагогическим талантом, мы перестаем замечать, что время идет, вопросы становятся все сложней, а темы, волнующие ребенка, все серьезней и актуальней. И наступает момент, когда мы понимаем, что не готовы ответить, поскольку заданный вопрос, затронутая тема никогда не обсуждались в семье. Ребенок поставил нас в тупик. Что же делать?
В ситуации, когда Вы обладаете только обрывочными знаниями, стоит высказать свое отношение к проблеме, свою позицию. Как раз это и будет то, что нужно ребенку в данный момент. Невозможно разговаривать с ребенком на темы, касающиеся ВИЧ-инфекции, не имея правильных представлений и уверенной позиции в отношении данной темы. Всю необходимую информацию о ВИЧ-инфекции родители могут узнать на рабочем месте, у специалистов.
«Дети знают все»
Они получают информацию гораздо быстрее нас с вами, в гораздо большем объеме и из гораздо большего количества источников. Но, в силу возрастных особенностей и отсутствия жизненного опыта они, к сожалению, не могут ее использовать. Информация собирается, складируется, но остается безоценочной до тех пор, пока проблема не становится жизненно важной и приходится принимать решение. И нет никакой уверенности в том, что знания, которыми владеет ребенок, истинны, отношение к проблеме сформировано и выбор, который он сделает – правильный.
Помочь ребенку
Перед родителями стоит непростая задача – помочь ребенку разобраться в море противоречивой информации, выработать отношение к ней, сформировать ответственную жизненную позицию. У Вас есть уникальная возможность сделать это, тем самым, подготовив ребенка к самостоятельной жизни, поскольку именно вы являетесь для него эталоном, примером и учителем. Но вам нужно торопиться, пока Ваше место не заняли телевидение, глянцевые журналы, приятели и друзья со своими «знаниями», представлениями и советами.
Несмотря на неустанное желание помогать, не забывайте о главном:
- никогда не занимайтесь воспитанием в плохом настроении;
- воспитатель должен быть строгим, но добрым;
- если ребенка подбадривают, он учится верить в себя;
- если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других;
- если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
«Сложная тема»
Разговор с ребенком о ВИЧ/СПИДе можно отнести к «сложным» темам, таким, как разговор о смерти или сексе. Именно поэтому родители откладывают его «на потом», когда малыш подрастет и … сам найдет ответы на все вопросы. К сожалению, приобретение собственного опыта в данном вопросе может привести ребенка к непоправимым последствиям.
В каком возрасте можно начинать «серьезно» разговаривать с ребенком? Если ваш ребенок уже достиг подросткового возраста, а вы до сих пор по разным соображениям ограждали его от подобных тем, то попытка наконец-то раскрыть ему глаза на все сложности жизни ни к чему не приведет. Вы безнадежно опоздали! Подросток все узнал сам, и вы вдруг обнаруживаете, что его жизненная позиция кардинально отличается от вашей.
Но даже в этой ситуации нужно помнить, что подростки живут не в замкнутом пространстве, они ежедневно сталкиваются с различными сторонами жизни, часто склонны к рискованному поведению. Хорошо, когда ответы на волнующие вопросы подросток получает от родителей, а не от своих приятелей. Не ждите, когда придется столкнуться с этой проблемой, создавайте атмосферу доверия и открытого обсуждения «волнующих» тем, задолго до наступления сложного подросткового возраста.
О чем говорить с ребенком?
Дошкольный возраст – золотое время для закладки фундамента доверия между детьми и родителями, основных жизненных ценностей, формирования у ребенка «внутренней картины здоровья» и потребности в здоровом образе жизни.
Основной принцип, которому необходимо следовать, обсуждая серьезные проблемы с детьми – дозирование информации и предоставление ее в форме, доступной для понимания ребенка.
Так, дошкольникам, в силу возраста обладающим конкретными формами мышления, абсолютно бессмысленно, а иногда и просто опасно рассказывать «взрослыми» словами о причинах и симптомах различных заболеваний, в том числе и о ВИЧ-инфекции. Расскажите, используя детский анатомический атлас, как устроен человеческий организм, для чего нужно питание, дыхание.
Дети хотят быть уверенными в безопасности: своей и вашей, и задача родителей – сделать эту безопасность реальной. С помощью рисунков и сказочных персонажей простыми словами, не детализируя (детали абсолютно не интересуют ребенка!), объясните правила личной гигиены, приучите ребенка к аккуратности: мойте руки и приучайте к этому ребенка с раннего возраста, чистите зубы ребенку, а затем приучите к этому его самого. Простые гигиенические мероприятия должны стать необходимыми и естественными для него: организуйте прогулки, движение, физические упражнения на свежем воздухе – это тоже процесс формирования у ребенка полезных привычек.
А это произойдет только тогда, когда вы, помимо объяснений, будете показывать на собственном примере их действенность!
Замечательно, если ваш ребенок – школьник настойчиво требует от вас разъяснений по поводу увиденного по телевизору или прочитанного в журнале. Не уходите от ответа и не переводите разговор на другую тему! Школьнику нужны конкретные ответы на вопросы, и он уже в состоянии их понять.
Расскажите, что знаете сами, избегая сложной и непонятной терминологии, так как неизвестные слова и термины могут стать причиной тревоги и страхов у ребенка.
Младшие школьники необыкновенно любознательны, они любят учиться, и вы можете эти особенности для достижения своих воспитательных целей. Круг обсуждаемых с ребенком проблем уже может быть достаточно широк, а формы общения разнообразнее. Наиболее простой и эффективный способ ведения беседы на «сложные темы» - обсуждение каких-либо конкретных материалов: книг, статей, мультфильмов, документальных фильмов. Предложите ребенку обсудить просмотренный совместно научно-популярный или художественный фильм на «нужную» вам тему (только не забудьте ознакомиться с его содержанием до того, как показать ребенку!). Разъясните то, что ребенку непонятно, попросите его сформулировать свое отношение к теме, придумать варианты решения проблемы.
Помните, ничто так не объединяет семью, как совместная деятельность, сопровождаемая откровенными и доверительными разговорами!
Подростковый возраст – наиболее тяжелый период и для самого ребенка, и для его семьи. Теплые, доверительные отношения с ребенком неожиданно перестают быть таковыми, вы перестаете узнавать своего сына или дочь. Ребенок становится неуправляемым, самоуверенным, черствым по отношению к родным.
Не паникуйте! Этот период надо пережить, причем сделать это вместе. Это переходный период, как для детей, так и для родителей: ребенок должен стать взрослым и самостоятельным, а родитель – сменить роль воспитателя на роль друга.
Вам может показаться, что ребенок вас не слышит, что все ваши разговоры уходят в пустоту, что ребенок в вас не нуждается. На самом деле это не так!
Вы нужны ему, он нуждается в вашей помощи и поддержке, хотя и не хочет в этом признаться.
Сами инициируйте общение, придерживаясь некоторых правил:
- не бойтесь признаться ребенку в своей некомпетентности;
- никогда не разговаривайте в назидательном тоне;
- чаще спрашивайте у него совета;
- беседуйте «на равных»;
- не стесняйтесь проявлять чувства, даже если вам кажется, что это не солидно;
- не позволяйте себе критиковать друзей ребенка, ведь это его выбор;
- обсуждая проблему, позволяйте ребенку самому сделать выводы и принять решение.
Заключение
ВИЧ-инфекцию принято относить к болезням «поведения», и защитить детей от этого заболевания можно лишь одним способом – воспитав гармоничную личность, ответственно относящуюся к своему здоровью и поведению, имеющую четкую жизненную позицию и обладающую навыками безопасной жизнедеятельности.
И ответственность за безопасное будущее наших детей лежит на нас, родителях.