Добро пожаловать!!!
10
Информация о принимаемых мерах по противодействию торговле людьми в
Республике Беларусь
Буклет Безопасное трудоустройство заграницей Буклет Хочешь работать в Беларуси?
В настоящее время проблема торговли людьми, к сожалению, продолжает оставаться актуальной для Республики Беларусь, как и для всего мирового сообщества. Беларусь является преимущественно страной происхождения "живого товара". Учитывая актуальность проблемы торговли людьми, Республика Беларусь в 2003 году ратифицировала Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и дополняющие ее протоколы. Кроме того, Беларусь является участником всех универсальных конвенций ООН в области борьбы с торговлей людьми. За короткий срок в стране выполнен значительный объем работы по совершенствованию и приведению к международным стандартам национального законодательства. В марте 2005 года принят Декрет Президента, который урегулировал ключевые позиции в таких сферах, как трудоустройство и обучение граждан за границей, международное усыновление, деятельность брачных, модельных и туристических агентств. В августе 2005 года издан Указ Президента, которым регламентируется понятие "жертва торговли людьми" и определяются меры по защите и реабилитации жертв трафикинга. В Уголовный кодекс Беларуси в 2005 и 2008 годах внесены изменения и дополнения. В настоящее время в республике действуют 6 составов преступлений, криминализирующих торговлю людьми и связанные с ней деяния (максимальное наказание – лишение свободы сроком до 15 лет с конфискацией имущества). Вот эти статьи: Статья 171 "Использование занятия проституцией или создание условий для занятия проституцией", Статья 171 "Вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией", Статья 181 "Торговля людьми", Статья 181 "Использование рабского труда", Статья 182 "Похищение человека" (если действия совершаются в целях эксплуатации людей), Статья 187 "Незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей (если эти действия привели к эксплуатации человека за рубежом)".
В отдельную группу вынесены преступления, связанные с порнографией, в том числе детской. Наказание за детскую порнографию – лишение свободы сроком до 13-ти лет с конфискацией имущества. Своеобразным итогом законодательной деятельности в данной сфере стало принятие в январе 2012 года Закона Республики Беларусь "О противодействии торговле людьми", который был разработан по инициативе МВД и обобщил все нормативные акты республики в данной сфере. При подготовке закона учитывалась наработанная положительная практика, тенденции развития преступности и международный опыт борьбы с торговлей людьми. Кроме того, законодательно получило закрепление понятие "порнографические материалы или предметы порнографического характера с изображением несовершеннолетнего". Данное обстоятельство позволит акцентировать усилия правоохранительных органов на борьбе с изготовлением и распространением детской порнографии. В Беларуси реализуется национальный план действий по противодействию торговле людьми, представленный в виде государственных программ. В настоящее время выполняется третья по счету Государственная программа, рассчитанная на 2011-2013 годы, которая утверждена Указом Президента Республики Беларусь. В Беларуси в противодействии торговле людьми задействованы государственные органы, средства массовой информации, международные организации и общественные объединения. В соответствии с Законом "О противодействии торговле людьми" вопросы координации в данной сфере разделены на два блока. Первый блок затрагивает координацию правоохранительных органов. Координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией, созданное при Генеральной прокуратуре, координирует деятельность Министерства внутренних дел, Комитета государственной безопасности, Государственного пограничного комитета, Генеральной прокуратуры, Следственного комитета. Координационные совещания по борьбе с преступностью и коррупцией, созданные при Прокуратуре города Минска и шести областных прокуратурах, координируют деятельность местных органов внутренних дел, государственной безопасности, пограничной службы, прокуратуры и следствия. Второй блок касается координации при защите и реабилитации жертв торговли людьми, в том числе за рубежом. Здесь Министерство внутренних дел координирует деятельность Министерства труда и социальной защиты, Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства иностранных дел и общественных объединений (неправительственных организаций). В Академии МВД Республики Беларусь с 2005 года для правоохранительных органов осуществляется подготовка специалистов по противодействию торговле людьми. С 2007 года действует открытый при содействии Международной организации по миграции Международный учебный центр подготовки, повышения квалификации, переподготовки кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми, который является базовым учреждением по профильной подготовке специалистов из государств-участников СНГ. Особое внимание в республике уделяется информированию общественности и проведению превентивных кампаний. Ежегодно на сайте МВД Беларуси в сети Интернет (www.mvd.gov.by) размещается информационно-аналитический обзор принимаемых в республике мер по борьбе с торговлей людьми, а также национальное и международное законодательство, статистическая и другая полезная информация. Задачи по реабилитации и социальной реинтеграции жертв торговли людьми возложены на Министерство труда и социальной защиты, Министерство образования и Министерство здравоохранения. Министерство труда и социальной защиты осуществляет реабилитацию жертв торговли людьми, имеющих возраст старше 18-ти лет. Министерство образования осуществляет реабилитацию жертв торговли людьми, имеющих возраст от 3-х до 18-ти лет. Для детей в возрасте до трех лет предусмотрена реабилитация в организациях Министерства здравоохранения (случаев торговли детьми такого возраста в Беларуси не выявлено). Механизм оказания помощи жертвам торговли людьми закреплен на законодательном уровне. Для реабилитации жертв торговли людьми предусмотрены следующие виды безвозмездной государственной помощи: предоставление временных мест пребывания, в том числе спальных мест и питания; правовая помощь, в том числе бесплатная юридическая помощь, предоставляемая коллегиями адвокатов; медицинская помощь; психологическая помощь; установление семей несовершеннолетних жертв торговли людьми либо устройство их на воспитание в другие семьи или в детские интернатные учреждения; содействие в трудоустройстве на постоянную работу. Кроме того, в рамках уголовного процесса по решению суда жертва получает компенсацию от трафикера за причиненный преступлением ущерб (процедура гражданского иска). Однако есть и проблемы. Несмотря на наличие государственных структур, в вопросах реабилитации республика, в основном, использует возможности международных и неправительственных организаций. Абсолютное большинство жертв трафикинга прошло реабилитацию в Представительстве Международной организации по миграции в Республике Беларусь (из них около 90 % были идентифицированы специализированными подразделениями МВД в ходе оперативно-розыскной деятельности). В 2009–2010 годах прорабатывалась возможность создания в Беларуси компенсационного фонда для жертв торговли людьми, однако от этой идеи по некоторым причинам мы вынуждены были отказаться. Альтернатива была найдена в виде адресной социальной помощи жертвам трафикинга. Законом Республики Беларусь "О противодействии торговле людьми" предусматривается возможность выплаты единовременного социального пособия лицам, пострадавшим от торговли людьми. Осознавая, что в одиночку с проблемой торговли людьми не справиться, Беларусь активно выступает с предложениями по борьбе с современным рабством на международной арене. В ходе Саммита глав государств и правительств в сентябре 2005 года в Нью-Йорке Президент Республики Беларусь с трибуны ООН выступил с инициативой об активизации усилий в противодействии торговле людьми, особенно, в борьбе со спросом на живой товар. В развитие данной инициативы 30 июля 2010 года Генеральная Ассамблея ООН приняла глобальный план действий по борьбе с торговлей людьми. Этот документ призван стать действенным механизмом по мобилизации и объединению усилий всех заинтересованных для предотвращения и пресечения торговли людьми: государств, международных организаций, гражданского общества, частного сектора, СМИ и направить эти усилия в согласованные, сбалансированные и всеобъемлющие рамки. Государственными органами Беларуси налажено сотрудничество с такими международными организациями, как Программа развития ООН, Международная организация по миграции, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Детский Фонд ООН и другими. Взаимодействие и координация государственных структур с неправительственными организациями осуществляется в рамках проектов международной технической помощи. Успешное противодействие торговле людьми также строится на взаимодействии правоохранительных структур стран происхождения, транзита и назначения. Министерством внутренних дел Беларуси налажены прямые контакты с правоохранительными органами стран Евросоюза, Ближнего Востока и Содружества Независимых Государств. С некоторыми странами у Беларуси есть международные соглашения исключительно по противодействию торговле людьми, например с Турецкой Республикой. Это существенно повышает уровень работы правоохранительных органов. Основными формами трафикинга в Беларуси являются торговля людьми с целью сексуальной или трудовой эксплуатации. Кроме того, выявляются единичные случаи торговли людьми с целью изъятия органов для трансплантации. Также можно произвести разделение на торговлю людьми, связанную с вывозом потерпевших за рубеж и внутри государства. В Беларуси основным источником информации о фактах торговли людьми являются сведения, полученные в ходе оперативно-розыскной деятельности. В настоящее время правоохранительные органы республики, в основном, устанавливают жертв, подвергшихся эксплуатации 3–5 лет назад. Действия современных трафикеров мы пресекаем при попытке вывоза людей из страны, а затем уже проверяем их на причастность к преступлениям прошлых лет. Наряду с пресечением межгосударственного трафикинга, правоохранительные органы Беларуси отслеживают ситуацию внутри страны, ликвидируя преступные группы сутенеров. В настоящее время тревогу вызывает тенденция перестройки деятельности торговцев людьми, а также лиц, контролирующих деятельность проституток, в ходе которой применяются все более изощренные и глубоко законспирированные схемы с четким разделением ролей и обязанностей. Преступные деяния становятся все более латентными, их выявление, предотвращение и расследование постоянно усложняется. Получили распространение схемы контроля проституток с использованием сети Интернет и электронных денег. В итоге, нередки случаи, когда от получения оперативной информации до задержания преступников с поличным и привлечения к уголовной ответственности уходит несколько месяцев кропотливой работы. Наблюдаемая в последнее время общемировая тенденция развития проблемы детской порнографии не обошла стороной и Республику Беларусь, хотя и не получила в нашей стране широкого распространения. Предвидя возможность роста в Беларуси преступлений, связанных с распространением детской порнографии, в том числе в сети Интернет, МВД инициировало введение в Уголовный кодекс Республики Беларусь самостоятельного состава преступления, предусматривающего ответственность за детскую порнографию. Принятые в Беларуси меры позволили существенно снизить факты торговли людьми. Вместе с тем, использование занятия проституцией ещё остаётся на довольно высоком уровне.
Таким образом, проблема
торговли людьми в Республике Беларусь решается комплексно и
всесторонне. Созданный механизм противодействия "современному
рабству" работает эффективно и позволяет обеспечивать безопасность
населения страны. Однако совершенство не знает предела. Мы открыты
для сотрудничества, рады перенимать положительный опыт зарубежных
коллег и делиться своим. Информация подготовлена главным управлением идеологической работына основании материалов Управления по наркоконтролюи противодействию торговле людьми криминальной милиции МВДРеспублики Беларусь
|