Профилактика молодёжного явления "ЗАЦЕПИНГ"
Что такое зацепинг?
Проезд снаружи поездов, также именуемый трейнсёрфинг
(от англ. train - поезд и surfing - сёрфинг, «езда вдоль
поверхности»),
трейнхоппинг, трейнхоп (от англ. train hop -
запрыгивание на поезд) или зацепинг - способ
передвижения, заключающийся в проезде на поездах и иных рельсовых
транспортных средствах с их внешней стороны. Включает в себя проезд на
крышах, открытых переходных и тормозных площадках, в открытых кузовах (у
вагонов открытого типа), либо с боковых или торцевых сторон вагонов или в
подвагонном пространстве на элементах наружной арматуры подвижного состава.
ИСТОРИЯ ЯВЛЕНИЯ
Явление проезда пассажиров
снаружи транспортных средств существовало задолго до появления первых
железных дорог.
Первые поезда унаследовали практику наружной езды у повозок.
ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПРИВЛЕЧЕНИЮ ВНИМАНИЯ
- появление в Интернете, в том числе в социальных сетях, объединений
любителей наружной езды на железнодорожном транспорте;
-
распространение видеороликов, показывающих процесс поездки снаружи
вагонов;
-
освещение в средствах массовой информации этих событий, а также ряда
инцидентов, произошедших с осуществлявшими проезд снаружи поездов
пассажирами;
-
появление организованного движения трейнсёрферов ( с 2010 года).
МОТИВАЦИЯ ПРОЕЗДА СНАРУЖИ ПОЕЗДОВ
-
более широкий по сравнению с видом из окна вагона обзор окружающей
местности;
-
возможность проезда в более комфортных условиях на свежем воздухе при
переполненности вагонов, а также духоте или сильной жаре внутри поезда;
-
возможность сэкономить на оплате проезда;
-
возможность осуществлять посадку и высадку на ходу поезда при его
движении с небольшой скоростью, позволяющая успеть на отправляющийся поезд
или покинуть его до полной остановки;
- возможность осуществлять проезд на поезде, не
осуществляющем перевозку пассажиров (грузовые);
-
возможность прохода по поезду с внешней стороны при невозможности
осуществления этого внутри вагона;
-
проезд снаружи поездов как неформальный вид экстремального спорта;
-
навык проезда снаружи поездов способствует развитию общей физической
и ментальной подготовки.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ ЗАЦЕПИНГА
1. Особенности возрастного развития:
- склонность к рискованному поведению;
- потребности в автономии, свободе, аффилиации,
компетентности, значимости;
- большая конкурентоспособность по отношению к другим;
- потребность изменения своего статуса в системе социальных
оценок, определение своего места в социальной иерархии;
- дисгармоничность личности;
- изменение установившихся интересов;
- протестующий характер поведения по отношению к взрослым и к
обществу.
2. Социальная среда:
- семья (бесконтрольность или отсутствие внимание со стороны
родителей);
- социальное окружение;
- неорганизованность досуга, свободного времени.
СООБЩЕСТВА И СУБКУЛЬТУРА
Трейнсёрферы
общаются между собой с помощью Интернета на форумах или социальных сетях и
могут собираться небольшими группами для осуществления совместных поездок.
Среди любителей данного
способа проезда на поездах также широко распространена практика фото- и
видеосъёмки поездок с последующим выкладыванием в Интернет. Характерно для
значительной части трейнсёрферов, состоящих в объединениях, и то, что в
общении между собой они нередко используют сленг, состоящий преимущественно
из жаргона железнодорожников и любителей транспорта.
Среди некоторых сообществ
трейнсёрферов также могут существовать определённые традиции и негласные
правила этики.
Зацеперы периодически могут
организовывать массовые мероприятия по катанию снаружи поездов хорошо
организованными группами численностью в несколько десятков человек. Как
правило, данные мероприятия организуются заранее с помощью Интернета.
РИСКИ
При
проезде снаружи поездов лица, практикующие его, подвергаются риску:
-
травмирования или гибели в результате падения с движущегося поезда;
-
столкновения с негабаритными объектами железнодорожной
инфраструктуры;
- поражения электрическим током от контактной сети и силового
электрооборудования подвижного состава;
-
воздействия условий внешней среды.
ПРИЧИНЫ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ
- потеря равновесия и падение с поезда во время движения;
-
поражение электрическим током при проезде на электрифицированных
линиях или при попытке запрыгнуть на крышу поезда с моста;
-
столкновение с препятствиями по ходу движения;
- падение на рельсовый путь под колёса в результате
неудачного запрыгивания или схода на ходу на боковую подножку, спереди или
между вагонами;
-
падение и травмирование тела в результате запрыгивания на поезд или
спрыгивания с поезда на большой скорости на ходу.
ПРОФИЛАКТИКА
1. Информирование:
- просвещение родителей (о возрастных особенностях
подростков, молодежи, роли семьи и семейного воспитания, формах
подросткового досуга);
- профилактические беседы с подростками о реальных опасностях
экстремальных увлечений;
- наглядная информация.
2.
Психологическая профилактика:
- диагностика (изучение семейной ситуации, личностных
особенностей, склонности к риску и т.д.);
- коррекционно-развивающие занятия (развитие лидерских
качеств, навыков эффективной коммуникации, навыков саморегуляции,
способностей к преодолению внутренних барьеров, навыков самоанализа и т.д.).
3.
Организация досуга несовершеннолетних:
- необходимо предлагать подросткам «здоровую альтернативу»:
включение их в спортивные, общественные мероприятия и т.д.
4.
Сотрудничество, межведомственное взаимодействие (с общественными
организациями, службами, занимающимися проблемами девиантного поведения,
правоохранительными органами).
5.
Разработка и реализация программ, способствующих формированию
безопасного поведения.