Добро пожаловать!!!

 

Профилактика молодёжного явления "ЗАЦЕПИНГ"

Что такое зацепинг?

 

Проезд снаружи поездов, также именуемый трейнсёрфинг (от англ. train - поезд и surfing - сёрфинг, «езда вдоль поверхности»),
трейнхоппинг, трейнхоп (от англ. train hop -  запрыгивание на поезд) или зацепинг -  способ передвижения, заключающийся в проезде на поездах и иных рельсовых транспортных средствах с их внешней стороны. Включает в себя проезд на крышах, открытых переходных и тормозных площадках, в открытых кузовах (у вагонов открытого типа), либо с боковых или торцевых сторон вагонов или в подвагонном пространстве на элементах наружной арматуры подвижного состава.

 

ИСТОРИЯ ЯВЛЕНИЯ

 

Явление проезда пассажиров снаружи транспортных средств существовало задолго до появления первых железных дорог. Первые поезда унаследовали практику наружной езды у повозок.

 

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПРИВЛЕЧЕНИЮ ВНИМАНИЯ

 

- появление в Интернете, в том числе в социальных сетях, объединений любителей наружной езды на железнодорожном транспорте;

- распространение видеороликов, показывающих процесс поездки снаружи вагонов;

- освещение в средствах массовой информации этих событий, а также ряда инцидентов, произошедших с осуществлявшими проезд снаружи поездов пассажирами;

- появление организованного движения трейнсёрферов ( с 2010 года).

 

МОТИВАЦИЯ ПРОЕЗДА СНАРУЖИ ПОЕЗДОВ

 

- более широкий по сравнению с видом из окна вагона обзор окружающей местности;

- возможность проезда в более комфортных условиях на свежем воздухе при  переполненности вагонов, а также духоте или сильной жаре внутри поезда;

- возможность сэкономить на оплате проезда;

- возможность осуществлять посадку и высадку на ходу поезда при его движении с небольшой скоростью, позволяющая успеть на отправляющийся поезд или покинуть его до полной остановки;

- возможность осуществлять проезд на поезде, не осуществляющем перевозку пассажиров (грузовые);

- возможность прохода по поезду с внешней стороны при невозможности осуществления этого внутри вагона;

- проезд снаружи поездов как неформальный вид экстремального спорта;

- навык проезда снаружи поездов способствует развитию общей физической и ментальной подготовки.

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ ЗАЦЕПИНГА


1.
Особенности возрастного развития:

- склонность к рискованному поведению;

- потребности в автономии, свободе, аффилиации, компетентности, значимости;

- большая конкурентоспособность по отношению к другим;

- потребность изменения своего статуса в системе социальных оценок, определение своего места в социальной иерархии;

- дисгармоничность личности;

- изменение установившихся интересов;

- протестующий характер поведения по отношению к взрослым и к обществу.


2.
Социальная среда:

- семья (бесконтрольность или отсутствие внимание со стороны родителей);

- социальное окружение;

- неорганизованность досуга, свободного времени.

 

СООБЩЕСТВА И СУБКУЛЬТУРА

 

Трейнсёрферы общаются между собой с помощью Интернета на форумах или социальных сетях и могут собираться небольшими группами для осуществления совместных поездок.

Среди любителей данного способа проезда на поездах также широко распространена практика фото- и видеосъёмки поездок с последующим выкладыванием в Интернет. Характерно для значительной части трейнсёрферов, состоящих в объединениях, и то, что в общении между собой они нередко используют сленг, состоящий преимущественно из жаргона железнодорожников и любителей транспорта.

Среди некоторых сообществ трейнсёрферов также могут существовать определённые традиции и негласные правила этики.

Зацеперы периодически могут организовывать массовые мероприятия по катанию снаружи поездов хорошо организованными группами численностью в несколько десятков человек. Как правило, данные мероприятия организуются заранее с помощью Интернета.

 

 

РИСКИ

 

При проезде снаружи поездов лица, практикующие его, подвергаются риску:

- травмирования или гибели в результате падения с движущегося поезда;

- столкновения с негабаритными объектами железнодорожной инфраструктуры;

- поражения электрическим током от контактной сети и силового электрооборудования подвижного состава;

- воздействия условий внешней среды.

 

 

ПРИЧИНЫ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ

 

- потеря равновесия и падение с поезда во время движения;

- поражение электрическим током при проезде на электрифицированных линиях или при попытке запрыгнуть на крышу поезда с моста;

- столкновение с препятствиями по ходу движения;

- падение на рельсовый путь под колёса в результате неудачного запрыгивания или схода на ходу на боковую подножку, спереди или между вагонами;

- падение и травмирование тела в результате запрыгивания на поезд или спрыгивания с поезда на большой скорости на ходу.

 

ПРОФИЛАКТИКА

1. Информирование:

- просвещение родителей (о возрастных особенностях подростков, молодежи, роли семьи и семейного воспитания, формах подросткового досуга);

- профилактические беседы с подростками о реальных опасностях экстремальных увлечений;

- наглядная информация.

 

2. Психологическая профилактика:

- диагностика (изучение семейной ситуации, личностных особенностей, склонности к риску и т.д.);

- коррекционно-развивающие занятия (развитие лидерских качеств, навыков эффективной коммуникации, навыков саморегуляции, способностей к преодолению внутренних барьеров, навыков самоанализа и т.д.).

 

3. Организация досуга несовершеннолетних:

- необходимо предлагать подросткам «здоровую альтернативу»: включение их в спортивные, общественные мероприятия и т.д.

 

4. Сотрудничество, межведомственное взаимодействие (с общественными организациями, службами, занимающимися проблемами девиантного поведения, правоохранительными органами).

 

5. Разработка и реализация программ, способствующих формированию безопасного поведения.