Добро пожаловать!!!
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Республиканский институт профессионального образования»
СОГЛАСОВАНО:
Директор учреждения образования Ганцевичский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства»
______________ В.И. Кипцевич
«__» __________________2016г
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
Внедрение интерактивных средств обучения в процесс преподавания дисциплин профессионального компонента
Минск 2016
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Брестского облисполкома
Учреждение образования
«Ганцевичский государственный профессиональный лицей
сельскохозяйственного производства»
УТВЕРЖДАЮ
Консультант проекта
___________ Г.И.Володько
«___» ___________ 2016
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по проекту «Внедрение интерактивных средств обучения в процесс преподавания дисциплин профессионального компонента»
на 2016-2017 учебный год
Ганцевичи 2016
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Разработчики:
Трояновский Александр Иванович, УО «Ганцевичский ГПЛ СП», зам. директора по УПР;
Кусенкова Вера Андреевна, УО «Ганцевичский ГПЛ СП», методист 1 категории;
Рабцевич Александр Михайлович, УО «Ганцевичский ГПЛ СП», преподаватель учебных предметов профессионального компонента первой категории, председатель м\к;
Денисеня Николай Федорович, УО «Ганцевичский ГПЛ СП», преподаватель информатики
Дайлид Андрей Иванович, УО «Ганцевичский ГПЛ СП», мастер производственного обучения;
Рудковская Анастасия Игоревна, УО «Ганцевичский ГПЛ СП», педагог-психолог б\к.
Рассмотрен на заседании педагогического совета учреждения образования «Ганцевичский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства».
Протокол №1от «30»августа 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Календарный план
инновационной деятельности
на 2016-2017 учебный год
Внедрение интерактивных средств обучения в процесс преподавания дисциплин профессионального компонента
Консультант проекта: Володько Галина Ивановна, УО «РИПО», методист центра научно-методического обеспечения информатизации профессионального образования.
Цель инновационной деятельности: Внедрение в образовательный процесс электронного образовательного ресурса «Устройство двигателя» по учебному предмету «Устройство тракторов» по специальности 3-74 06 51
«Техническое обеспечение сельскохозяйственных работ».
Задачи инновационной деятельности:
1. Изучить и систематизировать методические материалы, опыт других учебных заведений по преподаванию учебных предметов с использованием интерактивных электронных средств обучения;
2. Создать условия для внедрения в образовательный процесс электронного образовательного ресурса «Устройство двигателя» по учебному предмету «Устройство тракторов» по специальности 3-74 06 51 Техническое обеспечение;
3. Внедрить в образовательный процесс электронный образовательный ресурс «Устройство двигателя» по учебному предмету «Устройство тракторов» по специальности 3-74 06 51 Техническое обеспечение сельскохозяйственных работ.
4. Проверить эффективность внедрения в образовательный процесс электронного образовательного ресурса.
5. Определить профессиональные компетенции учащихся по учебному предмету «Устройство тракторов» после внедрения в образовательный процесс электронного образовательного ресурса.
6. Разработать планы уроков по учебному предмету «Устройство тракторов» с использованием ЭОР.
7. Обеспечить доступ обучающихся к освоению передовых технологий, получению практических навыков в освоении учебных предметов профессионального компонента, овладению навыками научно-технического конструирования и моделирования;
8. Оценить качество разработанных проектов электронных образовательных пособий;
Участники инновационной деятельности: группы учащихся УО «Ганцевичский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства»:
группа № 25, 1 курс по специальности «Техническое обеспечение сельскохозяйственных работ. Техническое обеспечение дорожно-строительных и мелиоративных работ».
группа № 29, 1 курс по специальности «Техническое обеспечение сельскохозяйственных работ. Техническое обеспечение дорожно-строительных и мелиоративных работ».
Трояновский Александр Иванович, зам. директора по УПР, руководитель группы;
Кусенкова Вера Андреевна, методист 1 категории;
Рабцевич Александр Михайлович, преподаватель учебных предметов профессионального компонента впервой категории, председатель м\к;
Иваншко Вадим Игоревич, мастер производственного обучения;
Рудковская Анастасия Игоревна, педагог-психолог б\к;
Денисеня Николай Федорович, преподаватель информатики, мастер производственного обучения;
Кадровое и материально-техническое обеспечение инновационной деятельности:
Творческая группа:
Кипцевич Вячелав Игоревич, директор;
Трояновский Александр Иванович, зам. директора по УПР, руководитель группы;
Кусенкова Вера Андреевна, методист;
Рабцевич Александр Михайлович, преподаватель специальных учебных предметов, председатель м\к;
Иваншко Вадим Игоревич, мастер производственного обучения;
Рудковская Анастасия Игоревна, педагог-психолог б\к;
Денисеня Николай Федорович, преподаватель информатики
Материально-техническое обеспечение инновационной деятельности:
- учебные кабинеты учебных предметов профессионального компонента специальности 3 - 74 06 51 Техническое обеспечение сельскохозяйственных работ.
- трактородром данной специальности.
- лаборатории и мастерские данной специальности.
Календарный план инновационной деятельности на 2016-2017 учебный год
Название этапа |
Цель |
Содержание работы |
Методы исследования |
Срок проведения |
Оценка эффективности ЭИД |
Форма представления результатов |
|
Критерии |
Показатели |
||||||
Этап 1. Организационный |
Обеспечение необходимых условий проведения инновационной деятельности: организационных, кадровых, методических, материально-технических, финансовых |
Уточнение состава творческой группы по разработке педагогического и технологического сценария ЭРО. Разработка КП ИД на учебный год. Определение методик исследования.
|
Изучение нормативной, научной, методической литературы по организации ИД.
Изучение опыта использования существующих средств обучения по специальности. |
Сентябрь-октябрь 2016г. |
Уровень профессиональной компетентности участников ИД.
Материально-техническое обеспечение ИД. |
Доля педагогических работников прошедших повышение квалификации, стажировку. Оснащенность учебных мастерских, лабораторий, трактородрома |
Приказ о создании творческой группы. План работы творческой группы. Календарный план ИД. |
Этап 2. Про гностично-проектировочный. |
Разработка нормативного, программного, учебно-методического обеспечения проекта |
Актуализация знаний: -нормативно-правовых актов, методической, психологической литературы по теме проекта - опыта работы педагогических работников лицея по теме проекта. Анализ: - требований образовательного стандарта, квалификационных характеристик профессий; Прогнозирование возможных: - положительных результатов; - негативных последствий. |
Изучение опыта работы. Педагогическое проектирование.
|
Октябрь 2016г. –ноябрь 2016г |
Качество программно-методического обеспечения ИД. |
Степень соответствия разработанного электронного образовательного ресурса требованиям программы. |
Банк данных нормативной, научной, методической литературы по организации ИД. |
Этап 3. Практический. |
Реализация на практике поставленных задач. Мониторинг и предварительная оценка результатов внедрения ЭОР. |
- Проведение констатирующего эксперимента, определение исходного состояния участников проекта. - Внедрение электронного образовательного ресурса «Устройство двигателя» по учебному предмету «Устройство тракторов» в образовательный процесс. -Проведение контрольных срезов. |
- анкетирование. Тестирование. Наблюдение. - Педагогический эксперимент. - Уроки с использованием ЭОР. Сравнение полученных результатов: графики, таблицы.
|
Ноябрь 2016г. –апрель 2017г. |
Профессиональные компетенции учащихся по учебному предмету «Устройство тракторов» после внедрения в образовательный процесс ЭОР.
|
Полнота, объем представленной информации, доступность изложения, актуальность, соответствие учебной программе |
Дневник участника инновационной деятельности, планы уроков с использованием ЭОР |
Этап 4. Обобщающий. |
Обобщение и анализ полученных результатов ИД |
Обработка и анализ полученных результатов. Оформление результатов инновационной деятельности. |
Анализ и обобщение. Анкетирование. Тестирование. |
Май 2017г. |
Целесообразность внедрения ЭОР в образовательный процесс. |
Степень соответствия полученных результатов целям и задачам ИД. |
Отчет о результатах инновационной деятельности. Разработанные материалы, методики, графики, таблицы, планы уроков с использованием ЭОР, рекомендации. |
Директор учреждения образования «Ганцевичский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства» __________В.И. Кипцевич |
Согласовано Первый заместитель начальника управления образования Брестского областного исполнительного комитета _____________ А.Ф.Жук |
Согласовано Заместитель директора ГУ «Брестский Областной учебно-методический центр профессионального образования»
__________Л.С. Михальчук |
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Управление образования Брестского облисполкома
Учреждение образования
«Ганцевичский государственный профессиональный лицей
сельскохозяйственного производства»
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«Внедрение интерактивных средств обучения в процесс преподавания дисциплин профессионального компонента»
Консультант (консультанты) ______________ Володько Галина Ивановна,
методист высшей категории ЦНМО ИПО
2016
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Современный этап общественного развития характеризуется как период формирования информационного общества. Информатизация общества тесно связана с экономическим развитием и спросом на квалифицированную рабочую силу. Потребность общества в квалифицированных специалистах превращается в ведущий фактор образовательной политики.
Выпускник профессиональной школы должен быть готов осваивать новые виды деятельности и соответствующие им новые компетенции. Молодежь должна получить такое базовое профессиональное образование, которое будет позволять ей относительно легко осваивать новые профессии в будущем. Поэтому основной целью деятельности учреждения профессионального образования является подготовка всесторонне развитой личности и квалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
В подготовке такого специалиста существенная роль принадлежит информатизации образования. Информационные технологии позволяют радикально повысить эффективность и качество подготовки специалистов с новым типом мышления, изменить всю интеллектуальную деятельность учащихся.
Процесс информатизации образования инициирует совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения. Процесс обучения должен ориентироваться на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс создает благоприятные условия для создания новых обучающих средств и технологий. Такими средствами являются электронные образовательные ресурсы.
Электронные образовательные ресурсы используются в образовательном процессе не первый год, но до сих пор остается открытым вопрос об их месте в образовательном процессе, идет процесс осмысления их дидактических возможностей.
В ЭОР можно активно оперировать необходимой информацией, работать с моделями реальных процессов, самостоятельно проверять степень усвоения пройденного материала с помощью тестирования. Электронный образовательный ресурс может частично взять на себя функции преподавателя (интерактивность, взаимодействие, контроль) и печатного учебника (наличие информации, стремление к самостоятельному изучению материала). Его отличие от традиционного учебника – это существенная наглядность, красочность и динамичность представляемого материала, что существенно повышает мотивацию к учению.
- разработать и апробировать методику преподавания учебных предметов профессионального компонента с использованием интерактивных электронных образовательных ресурсов в учреждении образования;
- разработать методическое обеспечение проекта.
- изучить и систематизировать методические материалы, опыт других учебных заведений по преподаванию учебных предметов с использованием интерактивных электронных средств обучения;
- повысить информационную культуру работников профессионального лицея;
- обеспечить доступ обучающихся к освоению передовых технологий, получению практических навыков в освоении учебных предметов профессионального компонента, овладению навыками научно-технического конструирования и моделирования;
- оценить качество разработанных проектов электронных образовательных пособий;
- разработать электронные образовательные ресурсы по специальности «Техническое обеспечение сельскохозяйственных работ»;
- разработать методику оценки эффективности использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе;
- внедрить интерактивные средства обучения в процесс преподавания по учебным предметам «Устройство тракторов», специальности «Техническое обеспечение сельскохозяйственных работ».
- проанализировать результаты реализации проекта в 2017-2018 году и соотнести их с поставленными целями и задачами;
- разработать методические рекомендации по организации образовательной деятельности на уроках профессионального компонента;
- провести анализ мнений педагогического коллектива, использующего в образовательном процессе ЭОР.
В связи с организацией обучения учащихся в профессиональном лицее на основе общего базового образования с одновременным получением общего среднего образования по специальности «Техническое обеспечение сельскохозяйственных работ» возможности использования на уроках профессионального компонента интерактивного электронного образовательного ресурса позволят:
- увеличить темп работы на уроках;
-сконцентрировать внимание;
-повысить интерес учащихся к изучаемым учебным предметам, профессии.
Применение интерактивного аппаратно-программного комплекса в обучении позволит:
· управлять познавательной и творческой деятельностью учащихся;
· даст возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся;
· создавать и использовать информацию (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступление с аудио- и видеосопровождением и графическим сопровождением);
· получать информацию различными способами (поиск в сети Internet, работа в библиотеке и др.);
· проводить эксперименты с использованием виртуально-наглядных моделей;
· проектировать и конструировать.
Критерии и показатели эффективности инновационной
деятельности
Критерии |
Показатели |
Уровень профессиональной компетентности участников инновационной деятельности |
- Доля педагогических работников, использующих в своей деятельности компьютерные информационные технологии; - Доля педагогических работников, прошедших сертификацию педагогических кадров как пользователей информационных технологий - Доля педагогических работников, разрабатывающих элементы ЭОР |
Информационно-коммуникационная компетентность учащихся:
|
- Доля учащихся с высоким, средним и низким уровнем информационной культуры - Доля учащихся, желающих использовать ЭОР при подготовке к уроку - Доля учащихся, имеющих собственные компьютеры - Доля учащихся, использующих компьютер при самостоятельной (домашней) подготовке - % времени, затрачиваемого учащимися на подготовку к занятиям с использованием ЭОР |
Соответствие материально-технической базы требованиям проведения инновационного проекта |
Наличие учебных кабинетов, оснащенных современной компьютерной и оргтехникой техникой Наличие рабочего места преподавателя, оснащенного компьютером и оргтехникой |
Эффективность организации образовательного процесса с использованием ЭОР |
- Качество знаний и умений учащихся по исследуемому предмету профессионального компонента (средний балл по предмету) - Прочность знаний (величина, показывающая степень воспроизведения изученного через 1 месяц после изучения) (результат контрольного среза) - Сокращение сроков на подготовку педагога к уроку (анкетирование) - Повышение мотивации к обучению (анкетирование учащихся, преподавателей) - Сокращение сроков на контроль знаний и умений - дифференцированность – способность осуществлять образовательную деятельность в зависимости от личностных особенностей учащегося - % времени, отводимого на уроке на работу с ЭОР |
Кадровое обеспечение проекта:
Директор УО «Ганцевичский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства» Кипцевич Вячеслав Игоревич;
Заместитель директора по УПР Трояновский Александр Иванович;
Методист Кусенкова Вера Андреевна;
Преподаватель специальных учебных предметов специальности «Техническое обеспечение сельскохозяйственных работ» - Рабцевич Александр Михайлович;
Преподаватель информатики Денисеня Николай Федорович;
Мастер производственного обучения – Ивашко Вадим Игоревич;
Мастер производственного обучения Дайлид Андрей Иванович
Сроки инновационной деятельности:
Сентябрь 2016 – июнь 2018
Материально-техническое обеспечение проекта
Компьютерный класс с подключением к Интернет
Финансово-экономическое обоснование экспериментальной деятельности учреждения образования:
Для реализации инновационного проекта необходимо выделение средств на приобретение недостающего оборудования и материалов – для укрепления материально – технической базы, разработку учебно-методических комплексов учебных предметов профессионального цикла специальности, организацию обучения учащихся, заработную плату сотрудников ОППО, командировочные расходы, обучение членов творческой группы.
Для участников инновационного проекта (педагогических работников) предусматривается доплата за активное участие в проекте, в соответствии с нормативными правовыми актами (основание: постановление Минтруда от 21. 01. 2000 №6. приложение 3, в ред. от 19.01. 2009 № 12).
Участники инновационной деятельности:
- педагогические работники учреждения образования
- учащиеся, обучающиеся по специальности 3-74 06 51 Техническое обеспечение сельскохозяйственных работ первого курса:
Группа 25 - 25 человек (экспериментальная группа);
Группа 29 - 19 человек (контрольная группа);
Программа проведения экспериментальной деятельности
Название этапа |
Цель |
Содержание работы |
Методы исследования |
Срок проведения |
Форма представления результатов |
|
Этап 1. Организационный |
Обеспечение необходимых условий проведения эксперимента: организационных, кадровых, методических, материально-технических, финансовых |
Создание творческой группы ИД Обучение участников творческой группы Разработка программы ИД Определение методики исследования Подготовка материальной базы для проведения ИД |
Изучение нормативной, методической литературы по организации ИД. Подбор двух групп учащихся (экспериментальной и контрольной) Составление рабочего тематического плана по учебным предметам специального цикла специальности «Техническое обеспечение сельскохозяйственных работ» |
Сентябрь 2016 года |
Приказ о создании творческой группы План работы творческой группы |
|
Этап 2. Практический |
Реализация на практике поставленных задач. Мониторинг и предварительная оценка результатов, регулирование и коррекция (при необходимости) применяемых подходов |
Внедрение в образовательный процесс электронного образовательного ресурса;
|
Оценка текущего состояния обучения Внедрение в образовательный процесс разработанного образовательного ресурса Проведение констатирующих срезов Проведение занятий с использованием ЭОР. Проведение контрольных срезов по темам . Проведение анализа эффективности использования ЭОР на занятиях. Составление анкет для определения преимущества использования ЭОР для учащихся и педагогов |
Сентябрь 2016- |
Мониторинг обученности в основной и контрольной группах Анкетирование учащихся и педагогов Разработка методических рекомендаций по использованию электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе |
|
Этап 3. Обобщающий |
Обобщение результатов ИД |
Обработка и анализ полученных результатов |
Анализ результатов, соотнесение их с целями и задачами инновационного проекта Обобщение результатов и рекомендации по их использованию. Оформление результатов и предоставление отчета руководителю.
|
Май 2018 |
Отчет о результатах деятельности.
|
Консультант (консультанты) _____________ Володько Галина Ивановна
Методист высшей категории ЦНМО ИПО
СОГЛАСОВАНО
Директор учреждения образования
«Ганцевичский ГПЛСХП » _____________ В.И.Кипцевич