Добро пожаловать!!!
ПРОГРАММА
деятельности ведущего в системе профессионально-технического
образования учреждения образования
«Ганцевичский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства»
по теме «Научно-методическое обеспечение
профессионально-технического образования
квалификации «Машинист экскаватора»
Актуальность направления деятельности
Кодекс Республики Беларусь обозначил инновационные пути развития образования страны в качестве одного из национальных приоритетов, который должен стать фундаментальной базой для совершенствования новой экономики, воспитание поколения молодёжи нового мышления. Инновационные процессы предъявляют новые требования, особенно в области профессионально-технического образования. Внешняя, по отношению к учреждению профессионально-технического образования среда оказывает существенное влияние на образование, воспитание, формы и методы его реализации. Существенно возрастает роль в системе научно-методического обеспечения профессионально-технического образования Республики Беларусь, ведущих в системе профессионального образования учреждений профессионально-технического образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического образования. Перед учебными заведениями встают новые задачи: разработать и создать такую мотивационную среду, такие условия функционирования, обеспечить такой уровень образовательных программ, которые бы позволили адекватно ответить требованиям общества, государства.
Социальный заказ, который поставлен перед учреждениями профессионально-технического образования, реализующими образовательные программы профессионально-технического образования, определён чётко и однозначно: необходим творческий, активный, компетентный, адаптированный к современным рыночным условиям рабочий. Базовые предприятия, предъявляют к нашим выпускникам высокие требования. Инновационные поиски администрации, педагогов и мастеров производственного обучения, применение на практике современных педагогических технологий, форм и методов обучения позволили накопить достаточное количество учебно-методических материалов по квалификации «Машинист экскаватора».
Реализация темы «Научно-методическое обеспечение профессионально-технического образования по квалификации «Машинист экскаватора» позволит оптимизировать образовательный процесс через создание научно-методического обеспечения квалификации, формирование информационной культуры, развитие деловой инициативы и ответственного отношения к избранной профессии учащихся как важнейших компонентов профессиональной культуры личности.
Разработанные материалы будут способствовать качественной подготовке квалифицированных рабочих по профессии.
Планируемая работа носит практический характер и будет полезна разработчикам УМК, педагогическим работникам и руководителям учреждений ПТО.
Цель деятельности:
Совершенствование научно-методического обеспечения профессионально-технического образования по квалификации «Машинист экскаватора»
Задачи деятельности:
· Участие в создании системы научно-методического обеспечения ПТО по квалификации «Машинист экскаватора», систематическом обновлении его компонентов в соответствии с требованиями экономики и социальной сферы;
· Изучить условия повышения качества образования при реализации образовательной программы профессионально-технического образования;
· Организация разработки, накопление и систематизация средств учебно-методического обеспечения по квалификации «Машинист экскаватора» во взаимодействии с учреждениями образования, научно-методическими, учебно-методическими учреждениями и другими организациями, подчиненными местным исполнительным и распорядительным органам, республиканским органам государственного управления;
· Изучение и распространение отечественного и зарубежного педагогического опыта по квалификации «Машинист экскаватора»;
· Анализ содержания профессиональной подготовки рабочих по квалификации «Машинист экскаватора» и разработка предложений по её совершенствованию;
· Разработать психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;
· Проанализировать эффективность применения учебно-методического комплекса в процессе обучения;
· Апробировать в учебном процессе разработанные структурные элементы научно-методического обеспечения квалификации «Машинист экскаватора», их корректировка (при необходимости) с последующим внедрением в образовательный процесс;
· Повысить уровень педагогического мастерства педагогических работников, их компетентности в области преподаваемых учебных предметов и методики преподавания;
· Разработать программно-планирующую документацию воспитания в рамках учебных предметов профессионального компонента;
· Провести педагогическую экспертизу структурных элементов УМК;
· Организовать методическую работу с педагогическими работниками по повышению их педагогической компетентности.
Сроки реализации деятельности ведущего в системе профессионально-технического образования 2015 – 2018 годы
Предполагаемый результат
Качественное обновление содержания обучения и воспитания обучающихся путем создания структурных элементов учебно-методических комплексов квалификации «Машинист экскаватора»;
Повышение профессиональной компетентности педагогических работников;
Удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
Удовлетворение потребности предприятий - заказчиков кадров квалифицированными рабочими в соответствии с современными требованиями к специалистам;
Взаимодействие учреждения образования с базовыми предприятиями по организации прохождения производственного обучения и производственной практики учащихся на новой технике.
Содержание программы
№ п/п |
Содержание деятельности |
Формы работы |
Участники взаимодействия |
Ответственный |
Сроки выполнения (проведения) |
Результаты деятельности (продукт деятельности)
|
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП |
||||||
1.1 |
Анализ обеспеченности образовательного процесса научно-методическим обеспечением квалификации «Машинист экскаватора» |
Заседание МК, проверка наработанных материалов |
Педагогические работники, председатели МК |
Методист Кусенкова В.А. Зам. директора по УПР Трояновский А.И. |
Сентябрь 2015г. |
Аналитические материалы |
1.2 |
Обсуждение проекта программы по реализации деятельности ведущего в системе профессионально-технического образования |
Педагогический совет |
Администрация, преподаватели, мастера п/о |
Методист Кусенкова В.А. |
Июнь 2015г. |
Программа
|
1.3 |
Разработка плана мероприятий по реализации программы |
Инструктивно-методическое совещание
|
Методист Кусенкова В.А., преподаватели, мастера п/о |
Методист |
Ежегодно 2015г. |
План
|
1.4 |
Формирование состава творческой группы по разработке структурных элементов УМК по учебным предметам |
Заседание творческой группы |
Члены творческой группы |
Методист |
Сентябрь 2015 |
Состав творческой группы |
1.5 |
Организация работы с педагогическими работниками по повышению их квалификации |
Курсы повышения квалификации, стажировки |
Педагогические работники, РИПО |
Зам. директора по УПР |
Ежегодно сентябрь 2015 |
Предложения в План повышения квалификации |
1.6 |
«Формирование мотивации учебно- познавательной деятельности» |
Семинар-практикум |
Педагогические работники |
Методист Кусенкова В.А. |
Ноябрь 2015 |
Методические материалы по итогам семинара |
1.7 |
Рассмотрение вопросов по направлению деятельности ведущего УПТО |
Педагогический совет |
Педагогические работники |
Методист Кусенкова В.А |
2 раза в год январь, май |
Выписка из протокола педагогического совета |
II. ПРОГНОСТИЧНО-ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ |
||||||
2.1 |
Изучение психологических исследований по теме проекта |
Заседание МК, анкетирование, тестирование |
Педагогические работники |
Педагог-психолог |
Октябрь 2015 |
Аналитические материалы, банк данных |
2.1.1 |
Выявление уровня познавательной активности к предметам профессиональ-ного компонента |
Диагностика |
Учащиеся |
Педагог-психолог |
Ноябрь 2015 |
Анализ результатов диагностики |
2.1.2 |
Об эмоциональном состоя-нии на уроках по учебным предметам профессиональ-ного компонента |
Диагностика |
Учащиеся |
Педагог-психолог |
Октябрь 2015 |
Анализ результатов диагностики |
2.1.3 |
О готовности к трудовой деятельности по выбранной профессии |
Тестирование |
Учащиеся |
|
Апрель 2018 |
Результаты тестирования |
2.2 |
Корректировка учебно-программной документации |
Заседание МК |
Педагогические работники |
Зам. директора по УПР, методист Кусенкова В.А. |
Ежегодно |
УПД |
2.3 |
Взаимодействие с организациями-заказчиками кадров |
ИМС |
Педагогические работники |
Зам. директора по УПР |
Октябрь 2015, Апрель 2018 |
Аналитические материалы |
2.3.1 |
Удовлетворённость работодателей качеством подготовки выпускников лицея: пути достижения и совершенствования |
Педагогический совет |
Педагогические работники, представители организаций-заказчиков кадров |
Зам. директора по УПР |
Ноябрь 2017 |
Выписка из протокола педагогического совета |
2.3.2 |
Организация экскурсий совместно с представителями организаций-заказчиков кадров |
Экскурсии |
Педагогические работники, учащиеся |
Зам. директора по УПР, старший мастер |
Ежегодно с группами нового набора |
Отчёт по итогам экскурсий |
2.4 |
Анализ работы по формированию у учащихся профессионального мастерства на уроках производственного обучения |
ИМС |
Педагогические работники |
Зам. директора по УПР |
Апрель 2016 |
Аналитические материалы |
2.5 |
«Современные технологии как инструмент развития качества образования» |
Семинар |
Преподаватели, мастера п/о, администрация |
Методист |
Февраль 2016 |
Методические рекомендации |
2.6 |
«Мой труд – моя визитная карточка» |
Воспитательный час |
Педагогические работники, обучающиеся |
Зам. директора по УВР |
Декабрь 2015 |
Методическая разработка |
2.7 |
Проведение конкурсы профессионального мастерства учащихся и педагогических работников профессионального лицея |
Конкурс |
Педагогические работники, обучающиеся, представители базового предприятия |
Зам. директора по УПР, старший мастер, методист |
Ежегодно |
Аналитические материалы |
III. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
|
||||||
3.1 |
Разработка структурных элементов и формирование УМК по учебному предмету «Устройство самоходных машин» |
|||||
3.1.1 |
Формирование теоретического раздела |
|||||
|
Разработка методического пособия |
Индивидуальная работа, заседание МК |
Преподаватель Макатревич Н.А. |
Методист Кусенкова В.А. |
Январь 2016 |
Методическое пособие |
3.1.2 |
Формирование вспомогательного раздела |
|||||
|
Разработка методических рекомендаций по преподаванию учебного предмета |
Индивидуальная работа, заседание МК |
Преподаватель Макатревич Н.А. |
Методист |
Май 2016 |
методические рекомендации по преподаванию учебного предмета |
3.1.3 |
Формирование раздела контроля знаний |
|||||
|
Разработка средств контроля - поурочного - тематического - итогового |
Индивидуальная работа
|
Преподаватель Макатревич Н.А.. |
Методист |
Апрель 2016 |
Карточки-задания, тесты, ОКР |
2 |
Разработка структурных элементов и формирование УМК по учебному предмету «Производство работ экскаваторами» |
|||||
2.1 |
Формирование практического раздела |
|||||
|
Разработка рабочей тетради |
Индивидуальная работа, заседание МК |
Преподаватель Макатревич Н.А. |
Методист |
Февраль 2016 |
Рабочая тетрадь |
|
Разработка средств контроля - поурочного - тематического - итогового |
Индивидуальная работа заседание МК
|
Преподаватель Макатревич Н.А.. |
Методист |
Март 2017 |
Карточки-задания, тесты, ОКР |
3 |
Разработка структурных элементов и формирование УМК по учебному предмету «Охрана труда» |
|||||
3.1 |
Формирование практического раздела |
|||||
|
Разработка рабочей тетради |
Индивидуальная работа, заседание МО |
Преподаватель |
Методист |
Май 2016 |
Рабочая тетрадь |
4 |
Разработка структурных элементов и формирование УМК по учебному предмету «Производственное обучение» |
|||||
4.1 |
Формирование практического раздела |
|||||
|
Разработка дидактических средств
|
Индивидуальная работа |
Мастер п/о Прокопчук В.П. |
Методист |
Май 2016 |
инструкционные карты |
4.2 |
Формирование раздела контроля знаний |
|||||
|
Разработка средств контроля текущей аттестации |
Индивидуальная работа |
Мастер п/о |
Методист |
Февраль 2016 |
Поурочные тестовые задания |
5 |
Разработка структурных элементов и формирование УМК по учебному предмету «Электротехника» |
|||||
5.1 |
Формирование теоретического раздела |
|||||
|
Разработка методического пособия |
Индивидуальная работа |
Преподаватель Макатревич Н.А. |
Методист. |
Май 2016 |
Методическое пособие |
5.2 |
Формирование раздела контроля знаний |
|||||
|
Разработка средств контроля - поурочного - тематического - итогового |
Индивидуальная работа |
Преподаватель Макатревич Н.А. |
Методист |
Январь 2016 |
Карточки-задания, тесты, ОКР |
5.3 |
Формирование практического раздела |
|||||
|
Разработка рабочей тетради |
Индивидуальная работа |
Преподаватель |
Методист |
Январь 2016 |
Рабочая тетрадь |
6 |
Разработка структурных элементов и формирование УМК по учебному предмету «Технология и организация механизированных и мелиоративных работ» |
|||||
6.1 |
Разработка электронного учебника |
Индивидуальная работа |
Преподаватель Семашко А.А. |
Методист |
Октябрь, 2018 |
Электронный образовательный ресурс |
IV. ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП |
||||||
1 |
Апробация разработанных структурных элементов УМК |
Уроки теоретического и производственного обучения, открытые уроки |
Преподаватели, мастера п/о |
Методист
|
Ежегодно, согласно плана |
Аналитические материалы |
2 |
Проведение анализа деятельности ведущего в системе профессионально-технического образования |
Круглый стол |
Педагогические работники |
Методист
|
Ежегодно май
|
Отчёт, материалы на электронном носителе |
3 |
Сотрудничество со средствами массовой информации. |
Выступление, написание статей |
Администрация лицея, педагогические работники |
Методист
|
Ноябрь 2015 Май 2017 |
Материалы публикаций, выступлений |
4 |
Разработка положения о материальном поощрении работников, участвующих в реализации программы |
Заседание методического совета |
Члены методического совета |
Зам. директора по УПР |
Сентябрь 2015 |
Положение о материальном поощрении |
5 |
«Использование современ-ных образовательных технологий в совершенст-вовании образовательного процесса» |
Круглый стол |
Преподаватели, мастера п/о |
Методист
|
Октябрь 2017 |
Практические материалы |
6 |
«Проведение педагогической экспертизы структурных элементов УМК» |
Семинар |
Преподаватели, мастера п/о |
Методист . |
Апрель 2017 |
Методические рекомендации по итогам семинара |
7 |
Обобщение передового педагогического опыта Макатревича Н.А. «Оценка результатов учебной деятельности обучающихся на уроках профессиональ-ного компонента по специ-альности «Техническое обеспечение дорожно-строительных и мелиоративных работ» |
Круглый стол |
Педагогические работники |
Методист
|
Май 2018 |
Методические материалы по обобщению опыта |
8 |
Подведение итогов работы ведущего в системе профессионально-технического образования |
Выставка |
Методист. преподаватели, мастера п/о |
Зам. директора по УПР
|
Май 2018 |
Сборник материалов
|
9 |
Обеспечение контроля над выполнением Программы ведущего УПТО |
ИМС, педсовет |
Администрация, педагогические работники |
Директор |
Ежеквартально |
Решение педсовета, протоколы ИМС, приказы, информационные материалы |
Применяемые технологии, методы и формы работы;
Для получения планируемого результата деятельности по направлению педагогическим коллективом целесообразно использовать следующее:
· Интерактивные технологии
· Проблемное обучение
· Исследовательский, поисковый методы обучения
· Открытые уроки по инновационным и информационным технологиям, активным формам и методам, интегрированные уроки.
· Семинары-практикумы
· Творческие отчеты
· Обобщение передового педагогического опыта
· Отчеты по самообразованию
Диагностический инструментарий:
Анкеты
Тесты
Социальный опрос
Анализ соответствия структуры разработанных структурных элементов УМК по учебным предметам в соответствии с Положением об учебно-методическом комплексе на уровне профессионально-технического образования, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 26.07.2011 № 167;
Мониторинг эффективности средств контроля для оценки результатов учебной деятельности учащихся по результатам контрольных работ
Аналитические справки о результативности применения разработанных структурных элементов УМК (рассмотрение на заседаниях педагогических советов, ИМС, МК)